Экспериментальное изучение травы эхинацеи пурпурной.

Автор: | Февраль 7, 2017

В настоящее время накоплен большой клинический опыт по использованию лекарственных средств с выраженной иммуномодулирующей активностью, созданных на основе растений рода Эхинацея (Echinacea). Основными действующими веществами этого растения является комплекс производных оксикоричных кислот, алкиламидов, полисахаридов, гликопротеинов, флавоноидов, эфирных масел и тд., которые оказывают прямое влияние на клетки врожденного иммунитета: нейтрофилы, моноциты (макрофаги), естественные киллеры, и опосредованно на клетки приобретенного иммунитета: В- и Т-лимфоциты. Следствием этого является усиление способности фагоцитов поглощать и убивать бактерии; усиление функциональных свойств естественных киллеров, осуществляющих элиминацию в организме чужеродных клеток, в частности вирусинфицированных; усиление синтеза моноцитами и лимфоцитами ряда цитокинов, повышающих продукцию В-лимфоцитами антител и функциональную активность Т-клеток. Экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о низкой токсичности растений рода Эхинацея и лекарственных средств, созданных на их основе.

В Российском научно-исследовательском институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР РАСХН) в течение многих лет проводятся исследования по изучению эхинацеи пурпурной, результатом которых явилось создание новых иммунотропных препаратов — Эстифан и Эхинацея-ВИЛАР. Кроме того, в институте разработана нормативная документация на траву и корневища с корнями эхинацеи пурпурной, которое может быть использовано в качестве самостоятельного лекарственного средства.

В связи с этим, проведены экспериментальные доклинические исследования травы эхинацеи пурпурной в качестве монопрепарата. В настоящей работе представлены результаты доклинического изучения безопасности, аллергизирующих и иммуномодулирующих свойств травы эхинацеи пурпурной.эж

Трава эхинацеи пурпурной представляет собой измельченное сырье фасованное в фильт пакеты по 2 г, соответствущее требованиям ВФС 42-2371-94, и рекомендуется для приготовления настоя ex temporo.

Токсикологические исследования показали, что при однократном введении настоя травы эхинацеи, в разведениях 1:50 и 1:10 в желудок мышам и крысам обоего пола в широком диапазоне доз, до 55,0 мл/кг массы тела, не отмечено признаков интоксикации и гибели животных. Максимальная доза препарата, введенная лабораторным животным в желудок более, чем в 50 раз превышала суточную дозу, рекомендованную для человека (4,3 мл/кг) и являлась физиологически допустимой по объему для введения в желудок лабораторным животным. Таким образом, при однократном внутрижелудочном способе введения различным видам лабораторных животных настой травы эхинацеи пурпурной можно отнести к VI классу токсичности — относительно безвредным веществам, по классификации токсичности принятой в РФ и ВОЗ.

Хроническая токсичность травы эхинацеи пурпурной проведена при 12-недельном пероральном введении белым беспородным крысам самцам в дозах 8,6, 43,0 и 215,0 мл/кг (максимальная из которых примерно в 50 раз превышала суточную терапевтическую, рекомендованную для человека). Как свидетельствуют результаты эксперимента, длительное введение настоя травы не влияло на основные интегральные показатели животных: поведение, двигательная активность, состояние шерстного покрова, суточное потребление воды и корма, динамика массы тела, за исключением однократного увеличения массы тела на 4-ой неделе опыта у крыс, получавших настой в дозе 43,0 мл/кг. Длительное введение настоя травы эхинацеи пурпурной не влияло на гематологические показатели периферической крови крыс (гемограммы, количество эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, содержание гемоглобина, гематокрит). При изучении биохимических показателей сыворотки крови животных отмечено однократное увеличение уровня общего белка, глюкозы и снижение содержания холестерина. Уровень общего билирубина, мочевины, а также активность щелочной фосфатазы, аланин- и аспартаттрансаминаз сыворотки крови животных, получавших настой в исследованных дозах, не имели существенных различий с показателями в контроле. Введение настоя травы эхинацеи не оказывало токсического действия на состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также на функцию почек подопытных животных.При определении коэффициентов массы внутренних органов крыс, получавших длительно настой травы эхинацеи в дозах 43,0 и 215,0 мл/кг, отмечено статистически достоверное увеличение массы селезенки, по сравнению с контролем, что возможно связано с иммуностимулирующим действием настоя травы эхинацеи. Отсутствие общетоксического и раздражающего действия настой травы эхинацеи на желудочно-кишечный тракт подтверждено результатами патогистологического исследования внутренних органов крыс.

Изучение специфических видов токсичности включало оценку аллергизирующих и иммуномодулирующих свойств травы эхинацеи пурпурной. В тестах системной анафилаксии (анафилактический шок), активной кожной анафилаксии и реакции гиперперчувствительности замедленного типа трава эхинацеи пурпурной не обладает аплергизирующим действием.

Иммуномодулирующие свойства травы эхинацеи изучены на модели тимус-зависимого иммунного ответа, которая воспроизводилась внутрибрюшннным введением эритроцитов барана в оптимальных дозах мышам линии CBA/Lac и белым беспородным крысам.

Оценка гуморального звена иммунитета проводилась по методу Cunningham с определением титра антител к эритроцитам барана (ЭБ) в сыворотке крови в микротесте гемагг-лютинации и количества антителобразующих клеток (АОК) в селезенке.

Траву эхинацеи в виде настоя вводили внутрижелудочно крысам в течение 12 недель в дозах 8,6, 43,0 и 215,0 мл/кг. Мышам линии CBA/Lac с массой тела 20-22 г настой травы эхинацеи вводили в желудок в дозах 0,2 и 1,0 мл/мышь( соответственно я 2- и 10-кратные суточные терапевтические доза для человека) в течение 10 дней. Контролем служили животные, получавшие эквивалентные объемы воды. Иммунный ответ оценивали на 5-е сутки после иммунизации эритроцитами барана.

В результате проведенных исследований установлено, что трава эхинацеи пурпурной при введении в желудок крысам и мышам в виде настоя оказывает выраженное стимулирующее действие на гуморальное звено иммунитета, статистически достоверно увеличивая количество АОК в селезенке и титр гемагглютининов в сыворотке крови крыс и мышей по сравнению с контролем.

Влияние травы эхинацеи на клеточно-опосредованное звено иммунитета изучали на модели реакция гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ).

Для постановки реакции ГЗТ сенсибилизирующую дозу ЭБ (2х108) вводили мышам линии CBA/Lac подкожно в область бедра в 0,1 мл физиологического раствора, разрешающую — (2х108 клеток), на 5-е сутки субплантарно в заднюю лапку мыши. В контрлатеральную лапку мыши вводили физиологический раствор в том же объеме (0,1 мл).

Настой травы эхинацеи в дозах 0,2 и 1,0 мл/мышь вводили трехкратно животным за три дня до иммунизации ( по 1 введению в день). Контролем служили интактные мыши — не иммунизированные, но получавшие разрешающую дозу ЭБ. Местную воспалительную реакцию оценивали через 24 часа после введения разрешающей дозы ЭБ.

Индекс реакции у животных, получавших настой травы эхинацеи в дозе 1,0 мл/мышь был наиболее выражен и составлял 22,4±1,2 по сравнению с12,7±1,4 в контроле, при Р< 0,05. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что трава эхинацеи пурпурной обладает выраженным влиянием на индукцию клеточного иммунитета.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что настой из травы эхинацеи пурпурной проявляет низкую токсичность как при однократном, так и при длительном введении в желудок лабораторным животным. Трава эхинацеи пурпурной не проявляет аллергизирующих свойств и оказывает выраженное иммуностимулирующее действие на гуморальное и клеточное звенья системы иммунитета.

 В.В. Бортникова, Л.В. Крепкова, А.А. Шкаренюов, М.В. Боровкова, И.В. Бочарова, Д.П. Ярцев, В.Б. Гнутов. ВИЛАР, Москва, Россия