Улучшение здоровья детей все еще остается одной из главных и трудно решаемых задач в деле оздоровления всего населения страны. В связи с тем, что дети проводят большую часть своего времени в школах, от 6 до 10 часов, а иногда и более, необходимость улучшения воздушной среды помещений классов является несомненной. Ранее мы сообщали о высокой эффективности использования фитокомпозиций в младших и старших классах средней школы ЦАО. Анализируя фитонцидность этих фитокомпозиций, рост и развитие растений нами был модифицирован качественный и количественный состав используемых в них растений.
Фитокомпозиции, состоящие из 61-70 растений 32 видов, в т.ч. из двух крупномеров высотой 1,7 м, и трех растений высотой 0,8-1,0 м., которые расставлялись в школьных экспериментальных классах, где учились дети начальной и средней школы. В качестве контрольных были взяты соседние классы. Учет численности микроорганизмов в воздухе проводили по общепринятой методике- седиментационным методом Коха. В связи с тем, что растения имеют фитогенные поля, в пределах которых наиболее сильно проявляются их фитонцидные свойства, а также для получения объективной картины средней загрязненности воздуха классов микроорганизмами, в каждом помещении ставилось 5 чашек Петри (по углам класса и в центре).
Для получения данных эффективности работы фитокомпозиций определение численности микроорганизмов в воздухе провели весной, примерно через 7 месяцев после установки фитокомпозиций. Таким образом, мы проанализировали, как растения фитокомпозиций перенесли очень трудный для них осенне-зимний период.
Средняя численность микроорганизмов в воздушной среде классов (колониеобразующих единиц- КОЕ, шт/м3)
Варианты | Число КОЕ шт/м3 | Загрязненность микроорганизмами, % к контролю |
Школа №46 | ||
Контрольный класс (кабинет №115) | 1789 | 100 |
Экспериментальный класс (кабинет №114) | 482 | 26,9 |
Холл школы (вдалеке от растений-4-5 м) | 3784 | 211,5 |
Холл школы (у растений) | 1668 | 93,2 |
Школа N9539 | ||
Контрольный класс (мало своих растений) | 5538 | 100 |
Контрольный класс (имеются свои растения) | 4128 | 74,5 |
Экспериментальный класс | 2683 | 48,4 |
Анализируя данные таблицы видно, что фитокомпозиции эффективны в обеих школах. Загрязненность микроорганизмами воздушной среды экспериментальных классов в 2,1-3,7 раза меньше чем в контрольных. Вполне объяснимо, что в холле школы наблюдается повышенное содержание микроорганизмов в 7,9 больше чем в экспериментальном классе и 2,1 раза больше чем в контрольном. Объем холла во много раз больше чем классов, также через школьные холлы проходят большие количества учеников, к тому же холлы имеют более интенсивный воздухообмен с окружающими помещениями, поэтому растений, находящихся в них не хватает для снижения загрязненности микроорганизмами воздуха.
Аллергических проявлений у детей во время проведения эксперимента в обеих школах не наблюдалось. Применение в школьных классах специально разработанных фитокомпозиций позволяет улучшить воздушную среду помещений путем снижения в них микроорганизмов.
Фитонцидная активность фитокомпозиций в школах ЮЗАО г. Москвы.