Фитонцидная активность фитокомпозиций в школах ЮЗАО г. Москвы.

Автор: | Февраль 14, 2017

Улучшение здоровья детей все еще остается одной из главных и трудно решаемых задач в деле оздоровления всего населения страны. В связи с тем, что дети проводят большую часть своего времени в школах, от 6 до 10 часов, а иногда и более, необходимость улучшения воздушной среды помещений классов является несомненной. Ранее мы сообщали о высокой эффективности использования фитокомпозиций в младших и старших классах средней школы ЦАО. Анализируя фитонцидность этих фитокомпозиций, рост и развитие растений нами был модифицирован качественный и количественный состав используемых в них растений.

Фитокомпозиции, состоящие из 61-70 растений 32 видов, в т.ч. из двух крупномеров высотой 1,7 м, и трех растений высотой 0,8-1,0 м., которые расставлялись в школьных экспериментальных классах, где учились дети начальной и средней школы. В качестве контрольных были взяты соседние классы. Учет численности микроорганизмов в воздухе проводили по общепринятой методике- седиментационным методом Коха. В связи с тем, что растения имеют фитогенные поля, в пределах которых наиболее сильно проявляются их фитонцидные свойства, а также для получения объективной картины средней загрязненности воздуха классов микроорганизмами, в каждом помещении ставилось 5 чашек Петри (по углам класса и в центре).

Для получения данных эффективности работы фитокомпозиций определение численности микроорганизмов в воздухе провели весной, примерно через 7 месяцев после установки фитокомпозиций. Таким образом, мы проанализировали, как растения фитокомпозиций перенесли очень трудный для них осенне-зимний период.
Средняя численность микроорганизмов в воздушной среде классов (колониеобразующих единиц- КОЕ, шт/м3)

Варианты Число КОЕ шт/м3 Загрязненность микроорганизмами, % к контролю
Школа №46
Контрольный класс (кабинет №115) 1789 100
Экспериментальный класс (кабинет №114) 482 26,9
Холл школы (вдалеке от растений-4-5 м) 3784 211,5
Холл школы (у растений) 1668 93,2
Школа N9539
Контрольный класс (мало своих растений) 5538 100
Контрольный класс (имеются свои растения) 4128 74,5
Экспериментальный класс 2683 48,4

 

Анализируя данные таблицы видно, что фитокомпозиции эффективны в обеих школах. Загрязненность микроорганизмами воздушной среды экспериментальных классов в 2,1-3,7 раза меньше чем в контрольных. Вполне объяснимо, что в холле школы наблюдается повышенное содержание микроорганизмов в 7,9 больше чем в экспериментальном классе и 2,1 раза больше чем в контрольном. Объем холла во много раз больше чем классов, также через школьные холлы проходят большие количества учеников, к тому же холлы имеют более интенсивный воздухообмен с окружающими помещениями, поэтому растений, находящихся в них не хватает для снижения загрязненности микроорганизмами воздуха.

Аллергических проявлений у детей во время проведения эксперимента в обеих школах не наблюдалось. Применение в школьных классах специально разработанных фитокомпозиций позволяет улучшить воздушную среду помещений путем снижения в них микроорганизмов.
Фитонцидная активность фитокомпозиций в школах ЮЗАО г. Москвы.

Цицилин А.Н., Шипулина Л.Д., Фатеева Т.В., Мотина Е.А. 2006г.